
«Форсайт компетенций» и «Атлас новых профессий»
«Атлас новых профессий» — это альманах перспективных отраслей и профессий на ближайшие 15–20 лет.
Он помогает понять, какие отрасли будут активно развиваться, какие в них будут рождаться новые технологии, продукты, практики управления и какие новые специалисты потребуются работодателям.
people
4000 российских и международных экспертов
donut_small
25 секторов российской экономики (более 80% существующей и перспективной экономики страны)
work
около 190 профессий будущего
«Сейчас — как раз то самое время, когда настоящее прямо на наших глазах превращается в будущее».
Айзек Азимов
Об исследовании

Проект «Форсайт компетенций» был реализован в 2012-15 годах при поддержке Агентства стратегических инициатив при Президенте Российской Федерации. Часть проекта была выполнена при поддержке Министерства образования и науки РФ (ГК № 13.511.11.1002/176-11/2 «Исследование долгосрочного спроса на кадры, обладающие компетенциями в сфере технологических инноваций»). Лидером проекта выступил профессор практики бизнес-школы СКОЛКОВО Павел Лукша.
Перед проектом стояли две задачи: во-первых, разработать методику определения востребованных компетенций будущего, а во-вторых – составить карту таких компетенций, в первую очередь, для высокотехнологических секторов (позднее было принято решение описать компетенции для всех основных секторов массовой занятости граждан РФ). В исследовании приняло участие свыше 4000 российских и международных экспертов, исследование охватило 25 секторов российской экономики (составляющих более 80% существующей и перспективной экономики страны).
По итогам исследования появился самый масштабный в мире перечень «профессий будущего» - около 190 профессий, которые с высокой вероятностью станут востребованными или возникнут в ближайшее десятилетие (аналогичные проекты существуют в Бразилии, Канаде, Ирландии, США, но российский – самый обширный по охвату секторов и тенденций).
Методология форсайта компетенций была доработана в совместном проекте бизнес-школы СКОЛКОВО с Международной организацией труда, проведенном в 2013-16 гг. По итогам этого проекта была создана методика Skills Technology Foresight (STF), пилотные форсайт-сессии проведены в Армении и во Вьетнаме. Позднее методика STF была применена при разработке отраслевых стратегий развития компетенций в Тунисе, ЮАР и Аргентине, а также при создании национальной стратегии кадрового обеспечения в Танзании.
По итогам исследования стало ясно, что основные результаты проекта – список востребованных надпрофессиональных компетенций, «профессий будущего» внутри отдельных секторов экономики, а также «профессий-пенсионеров» (которые «уйдут на покой» в результате автоматизации и других причин) – могут быть интересны не только узкому кругу профессионалов, занимающихся прогнозированием рынка труда, но и более широкой публике. Исследовательская группа приняла решение создать материал, доступный массовому потребителю - в первую очередь, абитуриентам вузов и их родителям. Так родился «Атлас новых профессий». Авторами первой редакции стали Павел и Екатерина Лукша, Денис Коричин и Дмитрий Песков.
Материал вышел в начале 2014 г. и вызвал обширную дискуссию в федеральных СМИ. Стало ясно, что «Атлас» может стать инструментом запуска изменений в в среде профессионального образования и профессиональной ориентации – на его основе по всей стране начали появляться новые учебные программы для студентов и школьников, стали рождаться ИТ-продукты и летние лагеря для профориентации школьников старших классов, появился ряд новых профессиональных стандартов.
Вместе с тем, «Атлас» получил много критических замечаний и от пользователей, и от образовательного сообщества, и от отраслевых экспертов. Мы ожидали и даже программировали эту реакцию (примерно в той же логике сейчас выпускается программное обеспечение или смартфоны). На этом этапе к команде присоединились Дмитрий Судаков и Дарья Варламова, которые помогли доработать и выпустить в начале 2015 г. вторую, существенно расширенную и дополненную редакцию Атласа.
С конца 2014 г. проект реализуется под руководством Дмитрия Судакова. В 2015-17 гг. под руководством Дмитрия был проведен ряд конкурсов среди образовательных методистов, выпущены сборники методик по профориентации с применением материалов «Атласа». В 2017 г. было представлено интегральное коробочное решение, объединяющее различные профориентационные игры и методические инструменты, пригодные для использования в школах и учреждениях дополнительного образования.
Проект «Атласа новых профессий» стал одним из флагманских проектов Московской школы управления. Его материалы используются в учебных программах и профессиональных конференциях Школы. В 2014 и 2016 гг. Школой также были организованы выставки художественных и фотографических проектов, вдохновленных идеями «Атласа».
Агентство стратегических инициатив с самого начала являлось партнером данного проекта и оказывало существенную помощь проекту, включая административную поддержку, снятие барьеров на реализацию, предоставление экспертов и специалистов для осуществления проекта и подготовки его результатов, а также в дизайне, публикации и распространении Атласа по широкому кругу пользователей (вузы, профориентационные учреждения и др.).

Координаторы центра

Диана Тимирбаева
Администратор образовательных программ
+7 968 065 54 01
Diana_Timirbaeva@skolkovo.ru
Запросить консультацию
Оставьте свои контактные данные, и наши координаторы свяжутся с вами для подбора индивидуального решения для вашей организации.
Общайтесь
с нами
Смотрите
выступления
Станьте
частью сообщества
Посещайте
мероприятия
Узнайте
о вакансиях в Школе
Свяжитесь
с нами
- +7 495 539 30 03
- info@skolkovo.ru
- Обратный звонок

Запрос консультации
Пожалуйста, оставьте свое имя и способ связи с вами. Консультант свяжется с вами в течение суток.
Согласие на обработку персональных данных
Настоящим я, далее – «Субъект Персональных Данных», во исполнение требований Федерального закона от 27.07.2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» (с изменениями и дополнениями) свободно, своей волей и в своем интересе даю свое согласие Московской школе управления «СКОЛКОВО» (далее – «Школа», юридический адрес: 143025, Московская область, Одинцовский район, д. Сколково, ул. Новая, д. 100) на обработку своих персональных данных, указанных при регистрации путем заполнения веб-формы на сайте Школы skolkovo.ru и его поддоменов *.skolkovo.ru (далее – Сайт), направляемой (заполненной) с использованием Сайта.
Под персональными данными я понимаю любую информацию, относящуюся ко мне как к Субъекту Персональных Данных, в том числе мои фамилию, имя, отчество, адрес, образование, профессию, контактные данные (телефон, факс, электронная почта, почтовый адрес), фотографии, иную другую информацию. Под обработкой персональных данных я понимаю сбор, систематизацию, накопление, уточнение, обновление, изменение, использование, распространение, передачу, в том числе трансграничную, обезличивание, блокирование, уничтожение, бессрочное хранение), и любые другие действия (операции) с персональными данными.
Обработка персональных данных Субъекта Персональных Данных осуществляется исключительно в целях регистрации Субъекта Персональных Данных в базе данных Школы с последующим направлением Субъекту Персональных Данных почтовых сообщений и смс-уведомлений, в том числе рекламного содержания, от Школы, его аффилированных лиц и/или субподрядчиков, информационных и новостных рассылок, приглашений на мероприятия Школы и другой информации рекламно-новостного содержания, а также с целью подтверждения личности Субъекта Персональных Данных при посещении мероприятий Школы.
Датой выдачи согласия на обработку персональных данных Субъекта Персональных Данных является дата отправки регистрационной веб-формы с Сайта Школы.
Обработка персональных данных Субъекта Персональных Данных может осуществляться с помощью средств автоматизации и/или без использования средств автоматизации в соответствии с действующим законодательством РФ и внутренними положениями Школы.
Школа принимает необходимые правовые, организационные и технические меры или обеспечивает их принятие для защиты персональных данных от неправомерного или случайного доступа к ним, уничтожения, изменения, блокирования, копирования, предоставления, распространения персональных данных, а также от иных неправомерных действий в отношении персональных данных, а также принимает на себя обязательство сохранения конфиденциальности персональных данных Субъекта Персональных Данных. Школа вправе привлекать для обработки персональных данных Субъекта Персональных Данных субподрядчиков, а также вправе передавать персональные данные для обработки своим аффилированным лицам, обеспечивая при этом принятие такими субподрядчиками и аффилированными лицами соответствующих обязательств в части конфиденциальности персональных данных.
Я ознакомлен(а), что:
1) настоящее согласие на обработку моих персональных данных, указанных при регистрации на Сайте Школы, направляемых (заполненных) с использованием Cайта, действует в течение 20 (двадцати) лет с момента регистрации на Cайте Школы;
2) согласие может быть отозвано мною на основании письменного заявления в произвольной форме; предоставление персональных данных третьих лиц без их согласия влечет ответственность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.